Наш 2010 год. Встреча с интересным человеком.

Андрей Шевчук

6"Б" класс ГОУ СОШ №1383 г. Москва

Каждый день на уроках мы получаем новые и, без сомнения, интересные знания. Знания конечно остаются, а воспоминаний нет. Кто вспомнит как прошел третий, пятый или восьмой урок в четверти по любому предмету. А встреча с интересным человеком запоминается на недели, месяцы, годы и даже на всю жизнь! Такие встечи подобны салюту или взрыву бомбы, которые запоминаются надолго.

А почему так происходит? Думаю от того, что у встречи и урока разные цели. У урока цель дать нам знания. А цель встречи - научиться общаться, приобрести жизненные навыки. Встречи с новыми людьми дают нам новых друзей. Так 22 октября состоялась наша встеча с Оленевым Юрием Константиновичем - капитаном II ранга, руководителем школьного музея ЦО №1678 . Нам эта встреча запомнится своими весёлыми и щекочущими нервы рассказами, занимательными историями и живыми персонажами. Судите сами...

 

Рожденный ползать стремглав

 

Юрий Константинович рассказал нам историю создания экранопланов и экранолётов. Всё началось с того, что в послевоенное время были особенно нужны очень грузоподьемные и при этом быстрые суда. Получалось так, что чем больше грузоподёмность корабля, тем больше его часть находящаяся в воде и тем больше трение о воду, а соответственно и меньшая скорость. И тогда инженер-корабел Ростислав Алексеев стал думать, как уменьшить поверхность корабля находящуюся в воде. Сначала была разработана система изгибов днища корабля, которая при наборе скорости как-бы выталкивала корабль из воды. Но этого было мало. Затем Алексеев придумал систему подводных крыльев, при которой само судно было над водой, а подводой были только подводные крылья. Сейчас эта технология иногда применяется на речных катерах. Но инженер не остановился и на этом. Его следующей целью стало поднять корабль над водой. Эта цель была достигнута. Тестовая модель экраноплана была построена. Её тестирование проводилось на Москва-реке. Смотреть приехали представители ВВС и министерства кораблестроения СССР. Они спросили Алексеева - «Полетит ли эта махина?». Им ответили, что полетит. И, кода модель поднялась над поверхностью воды, все пригнулись до уровня тротуара и представитель ВВС с удивлением воскликнул «Летит!!!». Сама модель весила добрых 11 тонн! Для того времени такой вес для самолёта был очень большим. Однако, представитель министерства кораблестроения СССР спросил: «А на что корабелам летать?» - и этим поставил жирную точку в легальном развитии проекта экраноплана.

Отличие экраноплана и экранолета от самолета состоит в строении его крыла (рис. 1).

У крыла самолета аэродинамика состоит в следующем: летящий на встречу воздух в нижней части крыла проходит спокойно, не набирая скорость, а бугор в верхней части крыла заставляет воздух лететь быстрее. В итоге самолёт тянет вверх.

Рис.1 Аэродинамика крыла самолета и экраноплана.

У крыла экраноплана другая аэродинамика. Поскольку крыло у него запрокинуто назад на 20-30 градусов, получается так, что при набирании скорости, в проеме в конце крыла, воздуха собирается больше, чем желательно. Воздух сам толкает экраноплан вверх и вперед с большей мощьностью, чем крыло у самолета, позволяя со сравнительно слабыми двигателями переносить по воздуху больше грузов, чем с самолетным крылом.

Летают экранопланы низко (ниже 15 м) – воздушная подушка, возникающая между крылом и поверхностью земли или воды, как бы дополнительно поддерживает машину и топлива расходуется значительно меньше.

Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.

Интересные факты.

Когда эталонная модель экраноплана была готова, для испытаний её перегоняли в Атлантику. С целью конспирации (экраноплан был новой разработкой СССР), его перегоняли по ночам, а днем отстаивали в секретных доках в бухтах. Так же, чтобы иностранная разведка не смогола получить данные даже о его внешнем виде, экраноплан накрыли маскировочной сеткой, одно крыло сняли, а на второе поставили избушку плотогонов. Таким образом создавалось впечатление, что плывет плот с избушкой. Конспирация была достигнута.

Однако, во время испытаний, когда маскировка была снята, экраноплан засекли американские разведчики. Они сделали снимок с самолёта и в ближайшем выпуске газеты он был опрубликован со следующими комментариями:

«Нашей разведкой был обнаружен неопозднаный объект, который похож на корабль с крыльями. Мы назвали его Каспийским Монстром.».

Что же увидели на снимках американские специалисты? Самолет-гигант имел в длину около 100м при удивительно малом для такой махины размахе крыльев – около 40м. Движимый десятью турбореактивными двигателями с тягой по 13т каждый, он мог скрытно «ползти» на высоте нескольких метров над водой и над сушей, перемещаясь со скоростью до 500км/ч, в недоступной для систем ПВО противника зоне.

Следующий факт.

То-ли по злому умыслу, то-ли по оплошности инженеров разработчиков, все чертежи и макеты экраноплана попали к американцам. Поскольку главный конструктор это предвидел, он убрал с чертежей и макета одну очень важную деталь. В итоге, амереканцы воспользовавшись полученными материаламми построили свой экраноплан. Он конечно плавал, как обычный корабль, но взлететь он не мог, даже на 1см. Наш же экраноплан к тому времени мог набирать высоту 7000м над уровнем моря.

Кортики

Юрий Константинович пришел на встречу со своей коллекцией кортиков. В ней были разные кортики: довоенные, военные, наградные, современные и одна сабля. Мы узнали, что кортики впервые появились в Испании. Они были похожи не на ножи, как сейчас, а на длинные и толстые иглы с ручками. В последствии кортики появились и в России. Учержедены они были Петром I как абардажное холодное оружее для флота. В указе говорилось, что каждый моряк, если он находился не на судне, обязан носить при себе кортик. Кортики использовались как корабельное оружие, так как на корабле мало свободного пространства, узкие проходы и низкие потолки. А саблей или штыком, из-за их большой длинны, вести бой на корабле было неудобно.

Во время Великой Отечественной Войны кортики использовались в основном как наградное оружие и уже больше были похожи на ножи. Позже был издан указ об вооружении кортиками летчиков. При этом, для отличия, корики у лётчиков имеют тёмные ручки, а у моряков — светлые.

Был в коллекции гостя и один немецкий кортик. Всем он почему-то показался красивым, а лично мне нет.

Встреча наша длилась полтора урока! Началась она в классе, а затем продолжилась в нашем школьном музее «Истории развития морской авиации», где к нам присоединились и первоклассники. По моему личному мнению Юрий Константинович очень искусный рассказчик. Его рассказ был очень содержательным и без сомнения интересным.

Хочу сказать еще одну вещь. Если бы встречи проходили так же часто, как уроки, а уроки, так же редко, как встречи, нам запоминались бы уроки, а не встречи.

 

Научный консультант: Шевчук Руслан Викторович, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов.